Свершилось!

Имея богатый опыт создания и успешной коммерческой эксплуатации арендной фотостудии, по просьбе редакции журнала «Российское фото» мы решили поделиться с читателями всеми тонкостями этого непростого (или простого. ) дела. Сегодня мы представляем первую, самую главную статью: в ней описаны этапы планирования и подготовки студии к запуску. В последующих номерах мы будем рассказывать о том, как наша студия функционирует, что в ней происходит, как мы корректируем свою маркетинговую активность и как расширяем парк фототехники. Всего запланировано шесть публикаций. Будет интересно.

«Свершилось». Именно это слово первым приходило в мой ликующий мозг, когда после нескольких лет ожиданий и работы мне наконец-то представилась возможность открыть свою студию.

И было совершенно неважно, какой она будет – маленькой комнаткой с низкими потолками и туалетом за углом или же ­огромным многозальным помещением с собственной системой энергоснабжения и вертолетными площадками. Та или иная, для любого фотографа она – прорыв. Прорыв в мир большой, профессиональной фотографии, колоссальный шаг вперед, вложение как в собственные имя и опыт, так и в кошелек (при правильном развитии событий).

Для нас это «свершилось» сейчас происходит уже в пятый раз, ­поэтому ликование и воодушевление на 80% оказались вытеснены пришедшими им на смену знаниями и умением анализировать.

Нам уже было прекрасно известно, что является необходимым, а на что можно закрыть глаза, какие мелочи могут разрушить весь бизнес, а какие, напротив, дать ему возможность «выстрелить».

Первым делом мы четко определили стоящую перед нами ­задачу – мы хотим создать одну из лучших (если не лучшую) интерьерную фотостудию в центре Москвы, с хорошо оснащенными залами и своей «историей». Нам повезло с помещением – после долгих поисков остановились на старом особняке 1913 года постройки на Маросейке. В процессе ­ремонта помещение преподносило нам сюрприз за сюрпризом – напольное покрытие оказалось старинным штучным паркетом, колонны сверху украшала ручная лепнина. Так родилась и история студии – арт-место в древнем особняке, конечно же, с привидениями и сохранением духа древности.

Итак, мы (а если открываетесь вы – то вы) четко знаем концепцию будущей студии и нашли для нее помещение. Кстати, не ждите, что подходящее предстанет перед вами через месяц-полтора после начала поисков. К помещению есть ряд требований, которые необходимо соблюсти, чтобы ваша фотостудия вошла в разряд профессиональных или близких к ним. Мы всегда держим в уме аббревиатуру ВОСШТ: В – вентиляция, О – отопление, С – свет, Ш – шумоизоляция, Т – туалет.

Помещения студии должны быть хорошо Вентилируемы (­20–30 участников фотосъемки – не редкость, а моноблоки способны разогреть фотостудию аж до 35 градусов) и хорошо Отапливаемы (огромные залы студии с высокими потолками протопить сложно, но мерзнуть не должен никто: к вам на съемку будут приходить и беременные девушки, и дети, и модели на съемку ню). Свет, хотя, скорее, речь идет об энергоснабжении. В идеале ваша проводка должна выдерживать серьезную нагрузку – работает освещение, нередко включаются теп­ловые пушки для обогрева помещения, а еще кулер, чайник, видео­свет, утюг… И вот на помещение требуется уже целых 10 кВт.

Фотостудия – дело шумное, на съемках часто громко звучит музыка, модель старается перекричать ее, фотограф – модель, и так с самого раннего утра и до поздней ночи, а чаще и вовсе круглосуточно. Поэтому располагать студию в жилом доме категорически неправильно, а все залы студии должны быть по возможности хорошо Шумоизолированы.

Ну и последняя буква аббревиатуры, Т, даже в точной расшифровке не нуждается – Туалет, а лучше и туалет, и душ, должны находиться в шаговой доступности от зала фотостудии. Нельзя забывать и о размерах студии. Потолок – не ниже 4 м, сам зал – не меньше 50 квадратов.

Под вышеуказанные требования лучше всего подходят помещения бывших заводов, именно поэтому большинство студий переехало туда. Цеха имеют высокие потолки, большие площади, хорошо вентилируемы, с неплохой шумоизоляцией и, самое важное, с нужным количеством выделяемых киловатт. Кроме того, арендная плата как раз будет вписываться в необходимый вам лимит – на сегодня можно найти помещения по цене от 300 до 450 у. е. за квадратный метр в год. На поиски нужной площадки вы потратите, скорее всего, около полугода. Но как показывает опыт, кто ищет – тот всегда находит. Поэтому, несмотря на возникший дефицит в этом сегменте, удача вам улыбнется. И вы сможете перейти к следующему шагу.

Для нас этим шагом стало составление списков необходимого фотооборудования и непосредственно ремонт. Мы точно знали, что дизайн студии будет перекликаться с концепцией старого особняка. Но дух древности может прослеживаться где угодно, только не в оснащении студии.

Какое именно оборудование мы будем закупать? Подобных вопросов даже не возникало. Мы, конечно же, провели опрос среди клиентов наших уже существующих фотостудий, посоветовались с фотомагазинами, но и без этого прекрасно знали: уверенный лидер рынка – Profoto.

Опрос клиентов показал, что Profoto «не греется, быстро работает, удобные насадки, стильно». И последний из перечисленных пунк­тов – не последний по значимости. «Стильно» означает, что у этой фирмы уже сложилась определенная репутация, и – так уж повелось – кусочек этой репутации сразу же достанется вам.

Очень удобным оказалось и управление моноблоком с пульта – вроде и время экономится, и для самих источников безопасности прибавляется (чем меньше движений по студии, тем ниже шанс задеть лежащий под ногами провод лампы).

Сотрудники магазинов поведали интересный факт: сам свет покупают довольно часто, а вот запасные части к нему – почти никогда. Это может означать, что свет после покупки не используют (что невозможно, так как фотостудий с таким светом в Москве все больше), либо то, что источники достаточно прочны и надежны.

Итак, фирма-производитель была выбрана без сомнений. Но над самим комплектом пришлось призадуматься. Для каждого зала нужно было купить:

— 4 источника (и 1 запасной, положить в кладовку) мощностью в 500 Дж,

— 2 источника по 1000 Дж, портретную тарелку с сотами,

— 2 стандартных рефлектора с сотами и шторками, тубус для создания узкого пучка направленного света,

— 2 стрипа, чтобы дать возможность фотографам сделать идеальный боковой контур, большой октабокс и два сотфбокса разных размеров.

— нельзя было забывать также про стойки, фоны.

В итоге наши комплекты сформировались в виде вот такой таблички: