Сфера деятельности

Срок окупаемости:

Сфера деятельности: студийная фотография, аренда фотостудии

Стартовые вложения: 500 000 рублей, собственные средства

Рынок фотостудий — один из самых дешевых для входа и быстроокупаемых бизнесов в городах Сибири. Он растет как на дрожжах, дробясь на сегменты, становясь сложнее, но при этом понятнее для клиента. Причем качество фотоуслуг и набор сопутствующих сервисов растет быстрее ценника на их оказание. Компании стремятся иметь лучшее оборудование, конкурируя за счет большей специализации. Активное включение людей в социальные сети и свойственное молодым людям желание выделиться делают походы в фотостудию для продвинутой молодежи такой же необходимостью, как и визиты в парикмахерские. О том, что собой представляет рынок студийной фотографии, по каким законам он развивается и к чему стремятся его участники, мы поговорили с фотографом и владельцем одной из наиболее заметных новосибирских фотостудий — Zoom-zoom — Артемом Ионовым .

— Что собой представляет рынок фотостудий Новосибирска? Насколько он заполнен?

— Рынок только начинает развиваться. Еще полтора года назад в Новосибирске не было ни одной приличной фотостудии. В большинстве своем это были полудомашние студии, маленькие и не очень чистые. Некоторые открывались в цокольных этажах, с ограниченными возможностями съемки с дневным освещением. Мы, по сути, были одной из первых крупных фотостудий нового формата, расположенных в центре города, оснащенных хорошим оборудованием. После нас открылось еще несколько.

Рынок не стоит на месте, и наиболее популярным форматом в последнее время становится интерьерная фотостудия. Новосибирск повторяет опыт развития Москвы, Санкт-Петербурга и многих крупных городов европейской России. В такой студии имитируется интерьер салона, комнаты или офиса. Можно поставить кровать, шторки повесить. Фон максимально приближен к реальной жизни человека. Это дает большие возможности для съемки. Буквально за год открылись три–четыре интерьерные фотостудии. Они отличаются большими размерами — от 150 до 300 квадратных метров, то есть как минимум вдвое больше нашей и расположены ближе к окраине города. Это понятно — окупить такую студию в центре нереально, хотя спрос на нее будет сумасшедший, даже рекламировать не нужно, люди сами будут приходить.

— Насколько рынок свободен для прихода новых игроков?

— Рынок растущий, на нем еще ничего не устаканилось. Каждый год открывается пять–шесть фотостудий, правда, примерно столько же — закрывается. Новые компании, конечно, сильнее, у них уже совсем другой подход к бизнесу. Раньше считалось, стоит только купить китайское оборудование, поставить его в офис — и фотостудия готова. Сейчас это уже не работает. Нужно заниматься развитием. Рекламироваться, продвигать студию хотя бы в социальных сетях.

— Каковы основные инструменты конкурентной борьбы на рынке фотостудий?

— Все зависит от того, какова специализация. Каждая студия выбирает одно из трех основных направлений деятельности: частная съемка, коммерческая съемка, аренда фотостудии. Речь идет только о приоритете, поскольку в каждой студии в том или ином виде поддерживаются все эти форматы. Например, есть люди, которые пытаются заниматься только арендой, сами стараются не снимать. Но на практике оказывается, что только за счет аренды развиваться невозможно. И такие студии либо закрываются, либо собственник начинает зарабатывать и на съемке.

— Насколько важно для клиентов, что студия оборудована качественной техникой?

— Это важно, но для узкого круга профессионалов. 90 процентов фотографов не понимают, чем, кроме цены, отличается китайская техника от европейской. А разница в стоимости может отличаться и в пять, и в десять раз. Естественно, услуги хорошо оборудованной студии стоят дороже. Европейская техника — это гарантия стабильного качества. Китайское оборудование дает непредсказуемый результат: оно может не срабатывать, давать свет разной мощности, либо «бить» разной цветовой температурой. Одна пыхнула желтым, вторая — синим. И лицо модели получилось с одной стороны желтое, с другой — синее. Как хочешь, так и выравнивай это потом в Photoshop.

— Сколько сегодня в Новосибирске хороших фотостудий?

— Не больше десяти. Остальные либо полупрофессиональные, созданные при рекламных или модельных агентствах, либо домашние, но они долго не живут. Если сделал для себя — пожалуйста, такая студия может жить и десять лет, а если хочешь сдавать в аренду, то ничего не получится. Фотографы не любят работать в квартирах. Там тесно, там низкие потолки. Чем больше и функциональнее студия — тем лучше. Ведь интерьерная студия — это уже не предел. В отличие от столиц, в Новосибирске нет ни одной фотостудии с аквазалом. Попытки организовать съемку с водой были, но все блекло. Это должно быть отдельное помещение, пол и стены которого не боятся льющейся с потолка воды. В такой студии можно фотографировать и снимать видео «под дождем». К такому формату студии начнут приходить в ближайшее время, как только рынок насытится возможностями интерьерной съемки.

Основной клиент профессиональных фотографов — это девушка до 30 лет, которой нужно стильное фото в портфолио или для размещения в социальных сетях

— Каких вложений требует открытие фотостудии?

— Если качественная, то не меньше 700–800 тысяч рублей. Конечно, можно открыться и за 400 тысяч рублей, но потом в любом случае нужно будет вкладывать в технику, интерьер, сайт. Без хорошего сайта продвигать услуги практически невозможно. Сайт для фотографа — это лицо его бизнеса.

— И за какое время можно вернуть эти деньги?

— По-разному. В среднем, от полугода.

— Какие наиболее эффективные способы привлечь клиента?

— Если мы хотим сдать студию в аренду другим фотографам, то лучше всего работают сарафанное радио, сайт, социальные сети. Например, если кто-то выложил хорошее студийное и интерьерное фото «ВКонтакте», многие фотографы захотят повторить чужой успех. Если речь идет о коммерческой съемке, например, о создании каталога, то наилучшие инструменты продвижения — реклама в Интернете, деловой прессе и глянцевых журналах. Если мы хотим рассказать горожанам о том, как мы здорово делаем частную съемку — это социальные сети и сарафанное радио.

— Какова доля постоянных клиентов в работе вашей фотостудии?

— В аренде — примерно 40 процентов. При этом нужно понимать, что фотографы не любят ходить в одну и ту же студию, предпочитая работать сразу с тремя–четырьмя. Да и студии не всегда оказываются свободными в то время, когда удобно фотографу. Постоянных клиентов для съемки — около 20 процентов. Но и здесь есть особенность. Люди любят ходить к разным фотографам. Да, им может нравиться твой результат, абсолютно все устраивает, но в следующий раз они пойдут к другому. Просто желание перепробовать все возможные варианты.

— Какой процент работы вашей студии приходится на аренду?

— Около 30 процентов. Остальное время примерно равными частями делится между частной и коммерческой съемкой. Для нас растущим сегментом является коммерческая съемка, на которой мы делаем упор. При этом большая часть клиентов — это федеральные сети, магазины одежды, которые предпочитают пользоваться московскими или европейскими каталогами. Новосибирская съемка им если и нужна, то далеко не часто. В целом же на рынке наиболее динамично растут услуги частной съемки. Народ полюбил фотографироваться. Нужно выкладывать фото в социальные сети, показывать родственникам. Люди приходят на съемку как в одиночку, так и целыми семьями. Иногда по десять человек. Много съемок с беременными и детьми. Это стало доступно.

— Вы фотографируете за пределами студии?

— Выездная съемка бывает, но играет в нашем бизнесе незначительную роль.

— Свадьбы мы стараемся не снимать. Если мы позиционируемся как фотостудия для коммерческих клиентов, то свадьбы — это априори не наш уровень. Свадебщики, не в обиду им будет сказано, это самый простой способ заработать на фотографии. Купил фотоаппарат, пошел фотографировать свадьбу. Сейчас, по-моему, все свадебщики.

— Учитывая огромную конкуренцию на свадебное фото, цены на эти услуги, наверное, стабильны или даже падают?

— На этом рынке цена формируется очень субъективно и зависит даже не от качества фотографий, а от «раскрученности» фотографа. В Новосибирске, да и в любом городе, есть ряд свадебных фотографов, которые когда-то сделали себе имя, а сейчас за большие деньги снимают полную чушь. За свои услуги они берут по 100 тысяч рублей за съемку, при среднем ценнике в 30 тысяч.

— Сколько продолжается съемка и сколько это стоит?

— Обычно фотосессия занимает час–два. Средний ценник — три тысячи рублей в час. Сюда входят: съемка, лучшее из отснятого материала и десять обработанных фото.

— Люди обычно просят обрабатывать?

— Если частная съемка, то, как правило, просят. И мы настоятельно это рекомендуем. Если же это коммерческая съемка, например, каталожная, то стараемся снимать так, чтобы обработка не требовалась. Также можно обойтись без Photoshop, когда снимаешь профессиональную модель. Нет проблем с кожей лица и тела, одежда выглажена.

— Наверное, обработка фото отнимает большую часть вашего времени…

— Частную съемку мы, как правило, отдаем ретушерам на аутсорсинг. Сами обрабатываем только коммерческую съемку, если есть необходимость.

— Что собой представляет типичный клиент фотостудии?

— Если мы говорим о частной съемке, то мой клиент — это молодая девушка. Это может быть модель, которой нужно фото в портфолио, а может быть студентка, которой подарили сертификат на съемку. Большая часть клиентов — это люди не старше 30 лет. Если и попадаются старше, то их обычно приводят более молодые друзья или дети. Если на фотосъемку приходит парень без девушки, то в ста процентах случаев ему нужно фото на сайт знакомств. Типичная корпоративная съемка — это бизнес-портрет, фото руководства и сотрудников компании на сайт. Это каталожная и рекламная съемка для бутика или интернет-магазина. Крупные организации консервативны и предпочитают работать с одной фотостудией.

— Насколько клиенты нуждаются в дополнительных услугах, например, стилиста?

— Есть бюджетные фотосессии, когда девушка не хочет платить за стилиста или визажиста. Но, по-моему, это деньги на ветер. С таким же успехом она могла бы пофотаться вне студии. Приходит не накрашенная, волосы торчат, одежда вообще никакая. И толку, что я ее сфотографирую? Другое дело, когда с ней работает визажист. Это прическа, в магазине ей подбирают одежду, иногда очень дорогую — по 100–200 тысяч рублей за комплект. И она становится другим человеком. Вот это да, в такой фотосессии есть смысл. Поэтому девушки все-таки стараются пользоваться услугами визажиста и стилиста.

— Есть мнение, что девушки приходят в фотостудию, чтобы сняться обнаженными. Это стереотип?

— Довольно часто приходят для такой съемки. Но, скорее, это желание фотографа — снять девушку обнаженной. Особенно любят этот жанр начинающие фотографы. Как только новичок называет себя фотографом, его сразу же тянет снимать голую натуру.

— Тем более в фотостудии!

— Конечно, тем более что есть модели, готовые сниматься обнаженными бесплатно. Если просто подойдешь к девушке или напишешь ей, что хочешь поснимать ее голой — она, скорее всего, пошлет. А если представишься крутым фотографом, покажешь ей свой замечательный сайт, шансов, что она согласится, намного больше. Конечно, бывает, что и сами девушки просят съемку в стиле «ню». Мотивы подчас очень забавные. Однажды к нам обратилась девушка, муж которой уже несколько недель находился в командировке в другой стране. Конечно, он соскучился по жене, и ей хотелось сделать ему приятное. Но почему-то пришла она на фотосессию с подругой. Они снимались обнаженными вдвоем! Все было очень странно.

И все же большая часть новосибирского студийного «ню» невысокого качества. Видно, что человек снимает только ради того, чтобы поглазеть на девочку. Нет никакой идеи, все пошло, по-плейбоевски. Просто девочки, которым чего-то не хватает. Проблемы и с моделями.

— Хороших моделей, с которыми хочется работать, буквально три–четыре на весь Новосибирск. И то из них в городе — только одна, а остальные курсируют между Миланом, Парижем, Токио и Москвой. Для меня очень важна эмоциональная составляющая модели при съемке. Хорошая модель — всегда очень хороший актер. Она может создать любую эмоцию.

— От чего зависит успех фотостудии?

— Уже точно не от места. Думаю, от общего уровня развития. В идеале должно быть большое уютное светлое пространство, с несколькими залами под разную функцию съемки. Немаловажно, чтобы помещение было чистое. В отличие от салонов красоты и парикмахерских, где чистота — это стандарт, многие фотостудии не отличаются вниманием к клинингу. В них часто пыльно.

— Вы планируете развиваться в этом направлении?

— Пока думаем. Конечно, дешевле держать одну крупную фотостудию с несколькими залами, чем, скажем, две разной направленности. Ищем помещение. Но в Новосибирске почти нет помещений в аренду с высокими потолками. В идеале потолок должен быть четыре–пять метров. Но мы уже начали менять концепцию студии. Вместо одного универсального фотографа будут работать несколько специализированных. Один будет заниматься коммерческой съемкой, второй — частной, третий — свадьбами.

— То есть свадебщик все-таки нужен?

— Да, это деньги. Было бы глупо от них отказываться. Правда, свадьбы — это сезон. Зимой свадебщики «сосут лапу», зато в остальное время — купаются в деньгах.

«Эксперт Сибирь» №23 (378)