Обустраиваем домашнюю фотостудию

Мысль о том, чтобы создать в стенах своего дома фотостудию с источниками света, фоном и прочими штуками, может пугать. Расслабьтесь: осветительное оборудование для портретной фотографии, которое вам понадобится, недорого, легко в использовании и сохранит пространство.

Красота домашней фотостудии, особенно для портретной съёмки, заключается в том, что вы можете полностью управлять источниками света, решать, какие дополнительные принадлежности вам понадобятся и как вы всё это расположите.

Вы можете приобрести то оборудование, которое посчитаете нужным, ориентируясь на свои предпочтения и бюджет. Вам выбирать: обойтись пенопластовой панелью в качестве отражателя или раскошелиться на софтбокс в натуральную величину.

В предположении, что вы захотите сэкономить, мы предлагаем вам обратить внимание на наборы студийного оборудования для начинающих, укомплектованных 2-мя импульсными источниками света. По стоимости в пределах 12 – 20 тыс. рублей вы сможете приобрести комплект, подходящий для первых шагов в студийном портрете.

Настройте экспозицию

Новичков в студийной съёмке часто заботит управление экспозицией, когда снимаемая сцена освещается светом вспышек (прим. переводчика – импульсных источников света ). Можно методом “пристрелки” оценивать интенсивность света по ручному флешметру (узнайте больше о том, как использовать ручной флешметр для настройки идеальной экспозиции. Но вам необязательно пользоваться этим довольно устаревшим способом.

  • Прим. переводчик а – флешметр необходим в случае, если на этапе обработки вы стремитесь меньше времени и сил уделять коррекции неточностей в освещении, которых можно было бы полностью избежать на этапе съёмки. Или\и хотите сохранить реалистичность изображения, передать атмосферу снимаемой сцены.

Гистограмма (узнайте о том, как её “читать” ) – идеальное средство для проверки и подстройки экспозиции. Гистограмму можно отобразить на экране фотоаппарата для любого снятого кадра. По гистограмме вам достаточно проверить, что тона изображения равномерно распределены в пределах её границ.

С помощью инфографики ниже мы показали, какими могут быть три состояния экспозиции – нормальная, пере – и недо – экспозиция – какие гистограммы соответствуют каждому из состояний. Уловите идею: на что необходимо обращать внимание при настройке экспозиции по гистограмме.

Уменьшая или увеличивая значение диафрагмы, вы можете регулировать интенсивность светового потока, проходящего через объектив (скачайте нашу шпаргалку о том, в каких случаях следует “открывать” диафрагму, а в каких – “закрывать”). Это наилучший способ решать проблемы с экспозицией. Или попробуйте регулировать мощность светового импульса на источниках света, чтобы увеличивать или уменьшать интенсивность освещения.

  • Прим. переводчика – целесообразнее научиться управлять мощностью импульса. Потому что диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, влияет на факторы, определяющие техническую и художественную составляющие будущей фотографии: глубину резко изображаемого пространства, степень искажений и характеристики объектива. Если источник света достаточно качественный, мощность импульса при прочих постоянных условиях съёмки влияет лишь на экспозицию.

Добавьте драмы

Большинство “студийных” наборов для начинающих включают в себя зонт, отражающий свет. Это очень полезный аксессуар. Вы нередко будете видеть два зонта “на отражение”, установленные по обе стороны от модели. Они создают мягкое, равномерно покрывающее и приятное освещение.

Однако, для создания снимка выше мы выбрали “энергичное” освещение, продуцирующее глубокие тени. Мы установили один источник с зонтом справа от модели и выше уровня её головы.

Близость источника к правой стороне лица означает, что на неё попадает наибольшая “порция” света, противоположная сторона лица менее освещена. Мы углубили тени, установив с левой стороны от модели пенопластовую панель, окрашенную в чёрный цвет.

С помощью инфографики из нашей серии шпаргалок для фотографа мы проиллюстрировали несколько простых световых схем, которые можно организовать в домашней студии. С помощью них вы сможете придать вашим снимкам различное настроение.

Настройки фотоаппарата для студийной съёмки

Не существует правил, однозначно определяющих настройки вашего фотоаппарата для студийного портрета. Однако, есть принципы, придерживаясь которых, вы сможете получать более качественные результаты. Начнём с чувствительности сенсора. Она должна быть минимальной, чтобы цифровой шум слабо проявлялся на снимках (прим. переводчика – а также, чтобы сохранить максимальный динамический диапазон сенсора и, как следствие, – плавность тоновых переходов, пластичность изображения ).

Затем выберите режим “Вспышка” (Flash) для баланса белого. Цветопередача на фотографиях будет близка к тем цветам, которые вы видите глазами (в качестве альтернативы, познакомьтесь с нашей статьёй: “Баланс белого. как с помощью настроечной таблицы добиться идеальной цветопередачи”).

Лучше всего снимать в ручном режиме (“M”). В нём вы управляете значением диафрагмы и выдержкой. В автоматических и полуавтоматических режимах фотоаппарат берёт эти обязанности на себя.

Наконец, снимайте в формате RAW. Даже если, вы следите за экспозицией по гистограмме на экране фотоаппарата, легко пропустить лёгкий “пересвет” в определённых областях изображения.

Фотографию в формате RAW можно эффективно скорректировать в фоторедакторе, наподобие Photoshop, на этапе обработки. В том числе, исправить “пересветы”(прим. переводчика – восстановить детали изображения в светах ). “Пересвет” – типичная проблема при съёмке светловолосых моделей (для углубления в тему, познакомьтесь с ответами на 99 распространённых вопросов фотографии ).

Выдержка синхронизации

Простыми словами, если вы снимаете с выдержкой короче выдержки синхронизации вашего фотоаппарата, то на фотографиях вы увидите чёрную полосу с одной из сторон кадра. Эта полоска – “шторка” затвора, которая ещё движется в момент срабатывания импульсного источника света.

Очевидно, что снимок с чёрной полоской – брак. Чтобы его избежать достаточно установить выдержку длиннее, чем выдержка синхронизации. У большинства современных фотоаппаратов выдержка синхронизации равна 1/200 секунды. Некоторые камеры могут синхронизироваться со вспышками на выдержке в 1/500 секунды. (прим. переводчика – уточните выдержку синхронизации – X -Sync – вашего фотоаппарата в инструкции. )

Необходимые аксессуары

Одним из полезнейших студийных аксессуаров является комплект радиосинхронизации, с помощью которого можно дистанционно управлять моментом срабатывания импульсных источников света. Подключите приёмник к одному из источников, установите передатчик на разъём “горячий башмак” (от англ. “hot shoe”), который располагается в верхней части вашего фотоаппарата. Теперь вы можете фотографировать, не беспокоясь о проводах или о том, чтобы из-за невнимательности не опрокинуть стойку с источником света.

Сделайте несколько кадров, затем переместите источник. Располагайте его с разных сторон, на разной высоте. Также, попробуйте осветить лицо модели с одной стороны, чтобы получить драматичные тени с другой стороны.