Как открыть фотостудию

Любите фотографировать или выступать в роли модели? Интересуетесь искусством фотографии? На «ты» с графическими редакторами типа AutoCAD, Corel Draw, Adobe Photoshop или хотя бы Paint?

Чем больше положительных ответов на эти вопросы пронеслось сейчас в вашей голове, тем более дельными покажутся вам наши советы. Но даже если в ваших ответах не было ни одного «да», не торопитесь откладывать чтение, ибо вокруг полно людей, обладающих профессио­нальными навыками, и только у вас есть организаторский талант, черты лидера и желание начать свой бизнес!

Рынок оказания профессиональных фотоуслуг сейчас активно развивается. Причем с каждым новым видом техники и оборудования, программы и технологии, веянием моды и направлением искусства, которые появляются в сфере фотоиндустрии чуть ли не каждый день, ваши бизнес-возможности увеличиваются.

Фотостудии открываются постоянно по всему Казахстану, но даже самый наименее затратный вариант маркетингового анализа рынка, так называемое кабинетное исследование, свидетельствует об их недостаточном количестве для насыщения рынка.

Более популярными для отечественного рынка фотоуслуг являются частные фотографы, специализирующиеся на съемках свадеб и иных торжеств (при этом качество оказываемых ими услуг не всегда соответствует ожиданиям потребителя и заявленным ценам).

Профессиональных фотосалонов не много, даже в крупных городах. Маркетинговый вердикт такой: для энергичного предпринимателя на казахстанском рынке фотоуслуг есть свободная ниша!

На старт!

Для начала необходимо зарегистрироваться. Форма регистрации – индивидуальный предприниматель по упрощенному режиму (сразу не забудьте указать, что выбираете режим упрощенной декларации, так как уже через месяц будет поздно и оптимизировать систему налогообложения вашего ИП будет сложнее). Далее необходимо открыть счет в банке, приобрести кассовый аппарат и зарегистрировать его в налоговых органах по месту осуществления деятельности.

Виды услуг.

Желательно определиться с видами услуг вашей фотостудии с самого начала, по крайней мере до того, как вы начнете выбирать помещение.

С одной стороны, необходимо решить, какие именно виды услуг вы будете оказывать (фото для портфолио, имиджевая реклама, постановочная съемка, архитектурная съемка и так далее). С другой стороны, стоит заранее подумать о перспективах и возможностях для расширения и диверсификации бизнеса.

Приведем самый полный перечень возможных основных и дополнительных услуг фотостудии:

1. Портретная фотосъемка. Создание портфолио для модельного агентства или по личному желанию клиента.

2. Съемка важных мероприятий.

3. Love Story. Свадебная и предсвадебная фотосъемка.

4. Групповые фотосессии. Семейное фото, коллективная фотосъемка. Возможно заключение долгосрочных партнерских контрактов с корпоративными клиентами.

5. Съемка для рекламной продукции.

6. Фотомонтаж.

7. Фотоколлаж.

8. Фото на доку­менты.

9. Печать фотографий, календарей, открыток.

10. Аренда фотостудии. Нужно учитывать, что, несмотря на небольшое количество фотостудий, дефицита в фотографах-одиночках на рынке не наблюдается. Специально оборудованное вами помещение может послужить вашим конкурентным преимуществом, если вы не решите делать акцент на высоком качестве, широком спектре услуг, низких ценах или других специфических параметрах фотобизнеса.

11. Обучение фотографии. Фотошкола – отличный вариант использования по полной возможностей оборудованного вами помещения, и не только получения дополнительной прибыли, но и в качестве маркетингового хода. Школа подразу­мевает организацию и проведение обучающих курсов по фотографии для начинающих и практикующих фотографов.

Помещение.

Торговые и бизнес-центры по всей стране сегодня рады предложить в аренду помещения любого размера и площади. Принцип близости к клиенту остается актуальным всегда. Оптимально – центр города. В 95% случаев помещение будет нуждаться в ремонте.

К оформлению помещения следует подойти с умом, придав ему соответствующий стиль с помощью готовых работ, ретрофототехники и других привлекательных фотоатрибутов.

Помещение стоит поделить на четыре зоны: большой зал, или собственно студия, малый зал для лекций и одиночных фотографий, гримерная, офис для сотрудников и приема клиентов. Общая площадь помещения – примерно 100 кв. м.

При выборе помещения необходимо обратить внимание на высоту потолка, которая должна быть не меньше 3–3,5 м.

Оборудование.

Что необходимо сделать:

1. Закупить нужное печатное оборудование и аппаратуру для профессиональных съемок в студии и на открытой местности. Для студии вам понадобятся:

фотоаппарат;

вспышки и аксессуары к ним;

насадки (рефлекторы, софт-, окта-, стрип-боксы, портретные тарелки, шторки, набор светофильтров, отражатели);

фоны (черный, серый, белый, а также несколько цветных);

иное дополнительное оборудование.

2. Выбрать соответствующий интерьер и реквизиты для проведения тематических съемок.

3. Приобрести компьютер, качественную и профессиональную аппаратуру для печати фотографий (принтер), а также сканер.

Персонал.

Кого вы наймете, будет зависеть от двух основных параметров: ваши личные знания, навыки и умения и виды услуг вашей фотостудии. Допустим, что вы лично не будете непосредственно задействованы в процессе оказания услуг, выступая в роли руководителя бизнеса, получая либо зарплату директора, либо так называемые дивиденды в виде определенного процента от прибыли.

Перечислим сотрудников, которых вы наймете в первую очередь и в случае расширения бизнеса (в зависимости от видов услуг фотостудии):

1) офис-менеджер (прием, обработка заказов);

2) фотограф (один или несколько в зависимости от количества услуг и объема заказов);

3) стилист (для непосредственной работы в студии или на выезде на проектах типа Love Story);

4) дизайнер (дизайнерская работа за компьютером в графических редакторах);

5) лектор (фотограф-практик с навыками преподавания).

Кроме того, важно вменить в обязанности кому-либо из ваших сотрудников контроль за состоянием оборудования для обеспечения своевременного ремонта и профилактических работ и мониторинг качества и запасов материалов. Не забывайте также о функциях бухгалтера по ведению учета и сдачи отчетности в соответствующие государственные органы. Его можно нанять на неполный рабочий день или воспользоваться услугами аутсорсинговой бухгалтерской фирмы. Штатное расписание – вопрос, решаемый в индивидуальном порядке с каждым сотрудником. Если выбирать режим работы фотостудии 11:00–20:00, то это будет подразумевать обязательные часы работы офис-менеджера и одного фотографа. Стилист может работать неполный рабочий день, в зависимости от объемов заказов, и по предварительной записи, дизайнер может работать удаленно.

Подбор квалифицированного персонала – единственный вариант занять прочную позицию на рынке, так как только настоящие мастера своего дела смогут оказать клиентам услугу наивысшего качества. Для поиска таковых рекомендуем воспользоваться онлайн-форумами и посетить несколько специализированных мероприятий.

Маркетинг и сбыт.

Без рекламы не обойтись! Вариантов масса, все они различаются по стоимости и эффективности. Основная рекомендация: каждый маркетинговый ход, любую идею рекламы фотостудии важно примерять к целевой аудитории.

Кроме того, в стратегию предприятия должны входить следующие компоненты:

услуги высокого качества;

услуги по рыночным ценам (с возможным заниженным стартом);

расширение набора услуг в зависимости от потребностей потребителя.

Услуги фотостудии будут характеризоваться сезонностью (зима – период более низкого спроса, за исключением праздников). Рекомендуемая стратегия установления ценовой политики – «издержки плюс прибыль». По вашему усмотрению можно организовать накопительную систему скидок, которая не ударит по карману, но привяжет клиентов к фотостудии.

В современных условиях, когда поиск любых товаров и услуг осуществляется через Интернет, наличие собственного сайта для фотостудии – обязательный пункт успешного выхода на рынок. На сайте будут выложены примеры работ, стоимость услуг и контакты.

Как вариант – можно распространять визитки и буклеты в местах продажи профессионального оборудования.

Затраты.

При открытии фотостудии вы столкнетесь с двумя основными видами затрат:

1) те, которые придется понести до открытия студии, – инвестиционные;

2) текущие операционные затраты, первую часть из которых можно отнести к постоянным (как, например, арендная плата или зарплата административного персонала), вторую часть – к переменным, которые будут зависеть от объема заказов на тот или иной вид услуги.

Инвестиционные затраты представляют собой затраты для подготовки вашей студии к оказанию полного перечня услуг.

Инвестиционные

Что делать, если стартовые возможности ограничены? Здравый смысл и несложные арифметические расчеты подсказывают выход из этой ситуации. Так, часть затрат имеет смысл перенести на будущие периоды, например, привлекая фотографов, дизайнера и стилиста со своим оборудованием и другими необходимыми для съемок материалами с договоренностью возмещать понесенные затраты по факту реализованных заказов. Это позволит убрать такой вид расходов, как специализированное оборудование для съемок (минус 750 тыс. тенге). Кроме того, если тщательно подойти к поиску помещения, есть реальный шанс снизить расходы по ремонту до минимума (минус 750 тыс. тенге). Уменьшение срока подготовительных работ, а именно ремонта, до одного месяца сокращает нагрузку на инвестиционные затраты в части арендной платы в два раза (минус 200 тыс. тенге). Частичное проведение рекламной кампании своими силами позволит сократить и расходы на рекламу (минус 200 тыс. тенге). Если вы знаете нужных людей или готовы потратить свое время на поиск специалистов, можно не прибегать к услугам кадровых агентств по поиску персонала (минус 150 тыс. тенге). Если вы знаете того, кто сможет создать простой, но привлекательный сайт за меньшие деньги или на условиях «услуга за услугу», смело отнимаем еще 150 тыс. тенге.

Таким образом, инвестиционные затраты снижаются до 850 тыс. тенге, или более чем в три раза.

Текущие затраты – довольно-таки регулируемая статья, и они будут зависеть от объема заказов.

Операционные

Доходы.

Приведенный список расходов касался полного перечня возможных услуг, соответственно, доходы рассчитаны по нему же. По самым реалистичным прогнозам положительное значение прибыли достигается уже на 9-й месяц оказания услуг. По результатам второго года функционирования чистая прибыль прогнозируется на уровне 800 тыс. тенге. На третий год успешного функционироваия размер чистой прибыли возрастет до 2,2 млн тенге.

Показатели эффективности инвестиций для двух вариантов приведены в таблице:

Как видно из расчетов, срок окупаемости инвестиционного проекта варьируется от 2 лет 3 месяцев до 3 лет 2 месяцев в зависимости от первоначальных инвестиционных вложений.

Риски.

Какие риски актуальны для фотостудии?

Во-первых, наличие сильных конкурентов с более низкими ценами, или лучшим качеством, или яркой рекламой. Очевидная мера по минимизации риска – наем квалифицированного персонала и выделение маркетингового бюджета.

Во-вторых, неустойчивость спроса на один из видов услуг. Основное мероприятие по минимизации риска – диверсификация портфеля оказываемых услуг.

В-третьих, риск потери персонала. Создание дружественной атмосферы в коллективе и развитие системы бонусов и премий – в ваших руках!

И, наконец, возможен риск полной или частичной потери имущества (техники и оборудования). Для этого лучше установить охранную и пожарную сигнализации и документально оформить материальную ответственность сотрудников за оборудование.

Действуйте!

Итак, идея выгодного бизнеса у вас в голове. Пошаговый алгоритм действий расписан. Осталось решить вопрос финансирования. В этой части есть несколько вариантов: собственные средства и заемные, а также совмещенный вариант. В случае использования заемных средств стоит внимательно изучить информацию об имеющихся инструментах государственной поддержки начинающих предпринимателей. Например, обратить внимание на программу «Дорожная карта бизнеса – 2020», реализуемую через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму».

В случае когда нет возможности обратиться в специализированную компанию за разработкой бизнес-плана, можно взять на заметку вариант использования программного продукта Business Plan Expert, который поможет самостоятельно и без особых усилий составить прогнозную финансовую модель, просчитать возможные риски и эффективность стартовых вложений.