О ПРОЕКТЕ
КАК ПРИШЛА ИДЕЯ
Три года назад мы с фотографом Дмитрием Ивановым поехали встречать нашу общую подругу в аэропорт. Разговор зашёл о том, что в Петербурге нет пространства с естественным светом, которое было бы сделано как фотостудия. В Европе, Америке, Японии в студиях прорубают окна в потолке или надстраивают специальные мансарды для солнечного света. Мы решили придумать идеальную фотостудию для себя — с белыми кирпичными стенами, светлым деревянным полом, с минимумом мебели и гостеприимным персоналом.
ЧТО СДЕЛАЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
Пройдясь по местным студиям, мы поняли, что нам не нравится общий стиль: маленькие захламлённые пространства, тёмные помещения. Затем пересмотрели кучу фотографий иностранных фотостудий и арт-пространств и решили, что хотим видеть у себя. С услугами в Питере и вообще в России очень тяжело: никто не понимает, зачем и как надо встречать гостей, персонал хамит. Наш третий партнер Анастасия Кельник видела, как в одной из студий на девушку-фотографа свалилась двухметровая стремянка, и администратор не извинилась, а накричала на неё.
Сначала мы начали смотреть помещения размером 100 кв. м. Чтобы снять и отремонтировать такое пространство, нам как раз хватало сбережений. Затем к проекту присоединилась Анастасия — она работала в Estée Lauder, много занималась съёмками и думала о создании собственной фотостудии.
У нас троих равные доли. Мы вложили собственные сбережения и взяли немного в долг у родителей. Всего потратили на ремонт, аренду, закупку оборудования примерно 3 млн рублей.
МЫ ВЛОЖИЛИ СОБСТВЕННЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ И ВЗЯЛИ В ДОЛГ У РОДИТЕЛЕЙ. ВСЕГО — 3 МЛН РУБЛЕЙ
Первое место нашли почти сразу, на Казанской, 7. Но из-за непрозрачных условий аренды и отсутствия гарантий со стороны арендодателя решили отказаться. В результате сняли расселённую коммуналку площадью 250 кв. м на пятом этаже дома с огромными окнами на углу Гороховой и Малой Морской. Искали два месяца с помощью агента.
УСЛУГИ
Мы изначально хотели сделать не просто фотостудию, а максимально открытое пространство, где можно послушать или прочитать лекцию, провести показ одежды. Но основная аудитория — это, конечно, фотографы. Они привыкли получать услуги определённого качества за некоторые деньги. Всё, что сверху, — за отдельную плату. Мы попытались изменить этот подход и отнестись к каждому приходящему как к гостю: познакомиться с ним, поговорить, предложить напиток, журнал или книгу, зарядку для телефона или подбросить какую-нибудь идею.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ПРО СТОИМОСТЬ АРЕНДЫ, MONOCHROME — ОДНА ИЗ САМЫХ ДОРОГИХ СТУДИЙ В ГОРОДЕ
Мы не стали брать деньги за дополнительное оборудование, кроме редких исключений. Когда обзавелись киносветом Dedolight, постоянные гости могли пользоваться этим комплектом бесплатно. Так же и с едой: мы могли бы назначить цену за кофе, чай и сладости, но оставили всё в свободном доступе и в неограниченных количествах.
Час аренды студии в среднем стоит 1 000 рублей. Цена варьируется в зависимости от того, какой из трёх залов выбирает гость ( мы учим всех приходящих к нам на работу никогда не называть гостей «клиентами» ). Есть помещение для небольших мастер-классов, семинаров или творческих съёмок, зал для кинопоказов и групповых съёмок, а также студия для модных или портретных съёмок. Гостям выдают накопительные дисконтные карты — до 20 %. Дополнительные деньги мы берём, когда на съёмке присутствуют более 10 человек или если это какое-то мероприятие.
Monochrome Loft — одна из самых дорогих, если не самая дорогая студия в городе, но её выбирают не за цену. Вокруг нас выросло целое коммьюнити. Впрочем, заказов, поступающих от него, хватает только на то, чтобы окупать расходы.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Ежемесячная выручка составляет 450 000–800 000 рублей с сентября по май и до 250 000 рублей летом, когда всё вымирает. Учитывая ежегодно повышающуюся аренду, суперприбыльным бизнес никак не назвать.
В первые полтора года основным источником дохода была почасовая аренда студии нашими гостями для съёмок. Сейчас можно говорить, что примерно половину выручки составляет доход от аренды, а половину — от продакшна, в который входит проведение мероприятий, организация съёмок, self-made photo и так далее.
ПОКА МЫ НЕ ВЕРНУЛИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ХОТЯ ВЫШЛИ НА САМООКУПАЕМОСТЬ УЖЕ НА ВТОРОЙ МЕСЯЦ РАБОТЫ
ПРОДВИЖЕНИЕ
Мы принципиально не даём платную рекламу. Продвижение идёт в социальных сетях. Fаcebook в Питере гораздо менее популярен, чем «ВКонтакте», не говоря уж о ситуации три года назад. В самой многочисленной нашей группе «ВКонтакте» почти 10 000 человек, у пользователя Monochrome 6 000 друзей. Мы вывешиваем фото со съёмок, даём возможность пообщаться с персоналом и другими гостями. Мы никогда не пользовались спам-рассылками и не приглашали в группу всех подряд. Люди добавляют нас сами.
Кроме того, мы печатали открытки с красивыми снимками наших фотографов и раскладывали их в дружественных кафе, ресторанах и магазинах. Напечатать их стоит в среднем 2 500 рублей за 1 000 штук. Всего у нас было 39 макетов тиражом от 200 до 5 000 штук. На первом этапе, два года назад, это сильно помогло сделать бренд узнаваемым, разбирают их всегда мгновенно.
МЫ НЕ ПРИГЛАШАЛИ В ГРУППУ «ВКОНТАКТЕ» ВСЕХ ПОДРЯД.
ЛЮДИ ДОБАВЛЯЮТ НАС САМИ
ПРОБЛЕМЫ
Самые большие сложности начинаются, когда роли сотрудников не до конца оговорены и расходятся с обязанностями и интересами. В маленькой компании нельзя держать слабомотивированного человека. Очень важно, чтобы все знали, чего именно они ожидают и хотят. Мы очень долго искали персонал, очень придирчиво отбирали администратора, чтобы он был дружелюбен, вежлив, понимал запросы аудитории и разбирался в фототехнике. Оказалось, найти такого — большая проблема. Сейчас у нас работают семь администраторов.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Рынок аренды студий в Петербурге уже насыщен, поэтому мы отправились в поход за новыми заказчиками. Разрабатываем план, как увеличить доходы от фото — и видеоуслуг, которые мы можем оказать рекламным и брендинговым агентствам. Это корпоративный рынок, и выручка с этого направления растёт. Чтобы привлечь новые кадры на это направление, мы провели курс обучения проектному менеджменту Monochrome Labs. Победители прошли у нас практику. Мы постоянно ищем новые способы применения нашим усилиям и пространству.