Успех знаменитых фотографов, многочисленные положительные отзывы от друзей, отсутствие необходимости в большом стартовом капитале – все это буквально окрыляет многих начинающих предпринимателей и вызывает желание открыть фотостудию. Подталкивает к этому шагу и стремление к творческой самореализации. Фотостудия действительно позволит Вам показать свои работы людям и даст шанс заработать на своем таланте. Но на практике все далеко не так просто, и новичку приходится столкнуться с рядом трудностей.
Во-первых, это слишком большая конкуренция, особенно в крупных городах. Во-вторых, часто даже профессиональный фотограф является неподготовленным в плане ведения бизнеса, что значительно усложняет задачу. Некоторые решают взять в свою команду пару друзей, но порой такой шаг становится серьезной ошибкой. Далеко не всегда хороший друг становится таким же хорошим бизнес-партнером. Прежде чем искать партнеров, стоит подумать, сможете ли Вы с кем-то делить прибыль, решать общие проблемы и просто спокойно работать на одной площадке. Итак, рассмотрим более подробно особенности открытия собственной фотостудии.
Выбор правовой формы — для открытия фотостудии
Работа в области фотографии не подлежит лицензированию, попадает под ОКВЭД 74.81 и является частью раздела бытовых услуг. Обычно с выбором организационно-правовой формы у фотографа проблем не возникает. Выбирая между ИП или ООО, стоит учесть и плюсы, и минусы. В первом случае предприниматель имеет право зарегистрироваться исключительно единолично. Учредителем ООО может быть как один человек, так и несколько. Для некоторых решающим фактором остается звучность и солидность компании формы ООО.
Поиск помещения для фотостудии
Средняя стоимость офисного помещения под студию составляет 15 000-25 000 рублей. Это обязательно нужно учесть, составляя бизнес план фотосалона и рассматривая статьи расходов. Для плодотворной работы вполне хватит помещения площадью около 40-50 кв. м. На этой территории можно расположить фон и осветительные приборы. Для фотостудии важна не только площадь помещения, но и высота потолков, которая не должна быть меньше 4-5 м. Хорошо, если выбранный офис имеет большие окна, что позволит снимать как при искусственном, так и при естественном освещении.
Не стоит списывать со счетов производственные площадки, хотя обычно они расположены далеко от центральной части города и коммерческих зон. Аренда производственных и торговых помещений обойдется дешевле, да и параметры подобных площадок гораздо больше подходят для фотостудии. Удаленность от центра и неблагоустроенное помещение – все это дает возможность получить большую площадь за меньшие деньги. Например, чтобы арендовать производственное помещение такой же площади, что и средний офис, потребуется около 6 000-9 000 рублей. Особенно это актуально для тех, кто планирует проводить интерьерные фотосессии.
Не стоит перегибать палку, пытаясь сэкономить на арендной плате. Не нужно забывать, что поход в фотостудию должен дарить человеку приятные эмоции, а не отнимать его время и нервы. Поэтому важно постараться найти золотую середину, которая не ударит по кошельку и заставить посетителя выбрать именно Вашу фотостудию, а не ту, что находится рядом с домом.
Оформление студии
Оформляя фотостудию, лучше отдать предпочтение темным или серым тонам, в которых должны быть выполнены и стены, и пол, и потолок. Матовые краски отлично поглощают свет, что положительно сказывается на качестве снимков. А вот глянец, который отражает свет и создает блики, для фотосъемки не подойдет. Перед тем, как открыть фотостудию, стоит обзавестись сразу несколькими фонами, чтобы время от времени их можно было менять. Для осуществления этой затеи достаточно натянуть над потолком рыболовные лески или обычные гитарные струны так, чтобы на них можно было повесить полотна.
Проявив немного фантазии, можно привести в порядок любое помещение, особенно если там работают творческие люди. Темная ткань, портреты звезд и именитых фотографов помогут скрыть стены и преобразить студию. Останется лишь правильно настроить освещение. После этого убедить всех, что так и было задумано, не составит труда.
Часто фотосессии длятся по несколько часов, поэтому важно позаботиться о комфорте клиентов и установить качественную систему отопления. Не стоит забывать и о себе, ведь фотографу придется проводить в студии большую часть времени. Чтобы можно было отвлечься от рабочего процесса и устроить полноценный обеденный перерыв, можно поставить в офис уютный диван, электрический чайник и даже микроволновую печь. Внимание нужно уделить и рабочей зоне фотографа, где бы он смог просматривать и обрабатывать снимки, принимать звонки, решать вопросы с клиентами, вести бухгалтерию и т. д. Рабочий стол, офисное кресло, компьютер с качественным монитором и установленными программами для обработки фото – все это должно быть в рабочем пространстве.
Спектр услуг
Для плодотворной работы фотографу важно определиться с услугами, которые он собирается предоставлять. Что это может быть?
- студийные фотосессии;
- выездные и тематические фотосессии — съемка торжеств: свадеб, корпоративных вечеринок, выпускных вечеров, съемка в детских садах и школах и т. д.;
- фото на документы;
- репортажная съемка;
- съемка животных;
- предметная съемка блюд для меню ресторанов, цветов и букетов для салонов флористики, товаров для интернет-магазинов и т. д.
- оформление студии (фона для съемки) с учетом пожеланий клиентов;
- профессиональная обработка фотографий;
- печать фотографий с различных видов носителей, восстановление и реставрация старых снимков;
- изготовление фотоальбомов, фотокниг и календарей на заказ;
- изготовление сувенирной продукции, например, футболок, открыток, кружек и другой продукции с фото;
- организация уроков и тренингов для фотографов и моделей.
Ваш список услуг будет ограничиваться только степенью профессиональной подготовки фотографа и креативностью во время продумывания услуг. В списке выше даны только примеры, возможно, у Вас получится существенно его расширить.
Сегодня можно встретить как универсальные фотостудии, где предоставляют широкий спектр услуг, так и узконаправленные фирмы, фотограф которой работает в одном или двух направлениях. Начинающему фотографу лучше выбрать какое-то одно направление, которое и станет его «изюминкой». Да и рекламировать узконаправленные студии гораздо легче. Если с первых дней работы взвалить на свои плечи слишком много обязательств, можно просто не потянуть такую нагрузку.
Другое дело, если сразу несколько фотографов, каждый из которых является профессионалом в какой-то определенной области, решили основать студию совместно. Например, один является специалистом в съемке свадеб, другой привык работать в студии, а третий в совершенстве освоил предметную съемку. В данном случае фирма будет оказывать ряд услуг за счет того, что каждый специалист занимается своим делом.
Маркетинговая кампания и привлечение клиентов или как открыть фотостудию и не пролететь…
Для того чтобы бизнес приносил доход, мало уметь и любить фотографировать. Будьте готовы к тому, что на первых этапах прибыль будет нулевая. А если учитывать все средства, потраченные на открытие бизнеса, сначала придется работать на окупаемость, чтобы покрыть убытки.
Обратите внимание: Вы можете скачать готовый бизнес план фотостудии у наших партнеров с гарантией качества!
Люди готовы обращаться только к тем фотографам, результат работы которых на них произвел впечатление. Именно поэтому так важно продемонстрировать плоды стараний и зарекомендовать себя в этой сфере. Перед тем, как открыть фотосалон, можно начать с бесплатной съемки друзей, коллег и членов семьи. Фотографии будут опубликованы в социальных сетях, друзья посоветуют профессионала своим знакомым, и сработает принцип «сарафанного радио», который является одним из самых действенных способов поиска клиентов. На снимках обязательно поставьте копирайт, подтверждающий Ваше авторство, чтобы заинтересованные люди знали, как найти фотографа.
Чтобы клиенты заметили и без труда нашли фотостудию, необходимо позаботиться о хорошей «цепляющей» вывеске. Ее можно разместить как у входа в здание, где расположена студия, так и непосредственно около нее. Внешний вид вывески может отличаться в зависимости от специфики Вашего заведения. Если Вы не имеете крупной суммы на старт фотостудии с большим количеством услуг, скорее всего, придется ограничиться только предоставлением своей студии для фотографов или самостоятельным проведением фотосессий.
Это означает, что Вы можете самостоятельно вести запись клиентов и не будете испытывать необходимости в найме администратора. По крайней мере, первое время, пока заведение не наберет популярность. Если это — как раз Ваш случай, на вывеске должно быть не только название фирмы, но и контактный телефон. Попросту говоря, Вам нужно находиться на объекте только для обслуживания клиентов, а в остальное время Вы только отвечаете на их звонки и записываете желающих на удобное им время.
Во всех остальных случаях номер телефона на вывеске не нужен. Вывеска должна быть яркой, привлекающей внимание и подчеркивающей творческий потенциал и креативность фотостудии. Не лишним будет и фирменный логотип, который сделает компанию узнаваемой.
В случае с фото-бизнесом Интернет является одним из лучших способов продвижения продукта. Замечательное решение – собственный сайт, где представлено портфолио из лучших работ фотографа и размещены контактные данные. Также можно добавить прайс на услуги, информацию о бонусах и скидках, полезные статьи и советы. Если средств на создание качественного сайта пока нет, создайте группы в социальных сетях, которые по количеству посетителей не будут уступать полноценному сайту.
Искать клиентов лучше среди целевой аудитории. Это те люди, которые сами заинтересованы в услугах фотографа. Неплохое решение – контекстная реклама в Сети по ключевым запросам, например «дешевые фотосессии» или «фотограф в Москве». Так человеку попадется на глаза именно то, что он искал.
Можно попробовать наладить дружеские связи с другими фирмами. Например, увидев рекламу фотостудии в салоне красоты. клиент задумается, что неплохо было бы устроить фотосессию в новом образе. Перспективные места для поиска клиентов – свадебные салоны. магазины одежды, салоны тематических костюмов. Здесь необходимо позаботиться о таком предложении, мимо которого пройти будет очень трудно. Модельные агентства всегда заинтересованы в выгодных предложениях от фотостудий.
Брачные агентства могут стать хорошими помощниками при поиске клиентов. Люди, которые планируют оставить свою анкеты в таком агентстве, чаще всего заинтересованы в качественных фотографиях для них. Еще один пример заведения, контакты с владельцем которого могут быть полезны — агентство по организации праздников, если Вы планируете проводить выездные фотосессии. Могут стать полезными знакомства с местными, но уже набирающими популярность музыкальными группами — им часто требуются фото.
Скидки и бонусы всегда привлекают клиентов, если они грамотно продуманы. Скидка должна быть выгодна не только клиенту, но и Вам. Например, имеет смысл делать скидку постоянному клиенту или тому, кто пользуется фотостудией для длительной фотосессии. Такие приятные сюрпризы поднимают людям настроение. Пример — скидки студентам при предъявлении студенческого билета или зачетной книжки.
Неплохой идеей сможет стать, например, розыгрыш бесплатного часа на съемку. Розыгрыши можно проводить в социальных сетях с помощью специальных приложений. Например, бесплатная фотосессия с последующим размещением моделью фотографий с ссылкой на Вас станет хорошим вариантом рекламы без денежных вложений.
Реклама всегда остается главным двигателем торговли, но не нужно забывать и о впечатлении, которое складывается при посещении фотостудии. Ее интерьер не должен иметь недостатков, а оборудование должно быть качественным. Обязательно наличие раздевалки, желательны душевые кабины — иногда моделям требуется смыть боди-арт или грим.
Наличие портфолио или хотя бы фото фонов и фоновых интерьеров студии нужны для рекламной продукции и рекламы в Интернете — так моделям и фотографам будет проще понять, чего ожидать от сотрудничества с Вами. На сайте или странице в социальной сети желательно указать бренды оборудования, что будет плюсом при сотрудничестве с профессиональными фотографами.
Осторожно, антиреклама!
Фотобизнес – один из немногих примеров, когда традиционные способы рекламы не действуют и дают, разве что, выброшенные на ветер деньги. Вот несколько способов, которыми пользоваться точно не стоит.
- Реклама на радио и телевидении требует больших затрат, но окупается крайне редко. Чаще ее просто оставляют без внимания;
- листовки и визитки, которые разложили по почтовым ящикам или раздали на улицах, в большинстве случаев попадают в мусорный контейнер;
- рекламные плакаты, баннеры, растяжки и объявления вдали от фотостудии тоже не привлекут внимания горожан, которые спешат по своим делам. Они заняты своими мыслями и проблемами, поэтому практически не обращают внимания на подобного рода рекламу;
- журналы, посвященные фотосъемке, обычно читают фотографы, чтобы почерпнуть новую информацию и получить представление о конкурентах. Поэтому размещать рекламу в подобных изданиях тоже не имеет смысла. Вряд ли ее заметит потенциальный клиент.
Ценовая политика фотостудии
Сегодня многие предлагают свои услуги, связанные с фотосъемкой, поэтому нет смысла завышать цены, если Вы не уверены в своей конкурентоспособности. Если клиент ничего не теряет, он отправится к конкуренту, работы которого не хуже Ваших, а цены более демократичные. Чтобы этого не случилось, лучше ознакомиться с предложениями конкурентов, оценить средние цены и на основе этого составить собственный прайс-лист. Всевозможные скидки, акции, приятные сюрпризы и подарки заставят клиента воспользоваться услугами фотографа снова.
Выбор техники и оборудования
Качественная техника – это основная статья расходов для тех, кто решится открыть фотостудию с нуля. Однозначного ответа на вопрос о том, каким должен быть идеальный фотоаппарат, не существует. Это зависит от количества и наименований услуг, предоставляемых студией, финансовых возможностей фотографа, уровня его профессионализма, и, наконец, личных предпочтений. Определиться с выбором фотоаппарата, объективов, осветительных приборов помогут советы более опытных товарищей на тематических сайтах и форумах.