Начнем с самого главного. Свет — одна из главных составляющих фотографии. И это — не преувеличение. Ведь свет даёт нам возможность не только увидеть во всех подробностях форму и цвет окружающих нас предметов. Свет ещё и переносит образы окружающих нас предметов на матрицу цифрового аппарата (или фотоплёнку). Такое двойное значение света в фотографии, в отличие от других видов изобразительного искусства, приводит к необходимости более серьёзного подхода при организации освещения объекта съёмки. Свет при фотосъёмке должен не только хорошо показывать форму, объём и фактуру предмета съёмки, но и иметь необходимые для создания нормальной экспозиции интенсивность и цветовые характеристики.
В съёмке на открытом пространстве при дневном свете обе эти характеристики сочетать легче всего — достаточно лишь выбрать соответствующий момент для съёмки. Любые варианты естественного дневного света привычны нашему глазу — и прямой свет Солнца, и свет от затянутого облаками неба, и даже свет в закатные или рассветные часы. Поэтому основными сюжетами первых фотографий были именно пейзажи. Чуть позже, благодаря более совершенным фотоматериалам и оптике, к ним прибавились и другие сюжеты, снимаемые при солнечном свете — жанровые сцены и портреты.
Но простота и лёгкость использования в фотосъёмке дневного света имеет и обратную, подчас неприятную для фотографа-художника сторону. Естественный дневной свет в большинстве случаев мало управляем. В случае с пейзажем или архитектурой, конечно, вполне реально вычислить время наилучшего освещения объекта съёмки. Ведь объект съёмки в таком случае будет терпеливо ждать нашего прихода. Со съёмкой людей всё гораздо сложнее. «Попросить» облака именно к моменту съёмки заслонить объект съёмки от жёсткого света прямых солнечных лучей, или наоборот – освободить проход для яркого лучика света тоже не получится. А в другое время, когда по счастливой случайности мы оказались на месте съёмки именно в тот момент, когда сложились идеальные световые условия, наш портретируемый остался дома досматривать сны, или находится на работе.
Поэтому художник, рисующий при помощи кисти и красок, или создающий свои картины при помощи кусочка угля или мела, оказывается в более выигрышном положении, чем фотограф. Ведь художник излагает на холсте или листе бумаги в первую очередь своё впечатление, пропущенное через призму собственного восприятия мира, практически не будучи при этом связанным с необходимостью документально-точного воспроизведения.
Но фотографу иногда тоже хочется быть художником. Хочется отойти от документальной фиксации окружающего мира и «нарисовать» картину, исходя исключительно из собственного восприятия. Ведь для нас самое важное — запечатлеть на фотографии окружающую действительность как можно ближе к нашему восприятию. Или — так, как нам бы хотелось её воспринимать (иногда это совсем не одно и то же). И такая возможность у фотографа есть! Для этого нужно отказаться от использования естественного света, перенеся съёмку в студию, взяв управление освещением полностью в свои руки. Поэтому, вполне естественно, что немало фотографов (в первую очередь — специализирующихся на портретной, каталожной или рекламной съёмке), либо уже обзавелись своими студиями, либо планируют осуществить этот шаг в ближайшем будущем. Разобравшись в принципе с целью и задачами фотостудии, перейдем непосредственно к её компонентам. Самые важные слагаемые фотостудии — это помещение, осветители и студийное оборудование.
Источники света
В качестве источников света в большинстве современных фотостудий используются студийные вспышки. Как правило, это так называемые «моноблоки» — автономные приборы, в корпусе которых собраны цепи питания от сети, запуска, управления величиной энергии импульса вспышки и пилотным светом. Максимальная энергия вспышек-моноблоков, обычно используемых в профессиональных студиях в нашей стране, составляет от 100 до 1000 джоулей. При этом более «мощные» вспышки применяются при работе среднеформатными и широкоформатными плёночными камерами, требующих глубокого диафрагмирования объектива во время съёмки. А при использовании цифровых фотоаппаратов удобнее всего создавать основное освещение объекта съёмки моноблоками с максимальной энергией вспышки не более 500 джоулей. Впрочем, если речь идёт о портретной съёмке, то и 300 джоулей в ряде случаев оказывается очень много. Поэтому в конструкции профессиональных студийных вспышек обязательно предусмотрена регулировка энергии импульса. Диапазон регулировки обычно составляет от полного разряда до 1/8 — 1/32 его части, причем у большинства современных моделей студийных вспышек эта регулировка производится плавно и бесступенчато.
Насадки
Источники света можно в некоторой степени уподобить тюбикам с красками у художника — чем их больше, тем лучше. С другой стороны, отличную картину можно нарисовать и в один цвет. Однако, сколько бы не было использовано красок, наносить их гораздо лучше при помощи кистей разного размера и жёсткости, чем выдавливать из тюбика прямо на холст.
В студийной съёмке в качестве «кистей» выступают специальные насадки на осветительные головки. Все насадки присоединяются к корпусу фотовспышки при помощи надёжного быстросъёмного байонетного крепления. Конструкция байонета (его посадочные размеры и способ фиксации) у каждой из фирм-производителей фотовспышек индивидуальны. Иногда встречаются и исключения — например вспышки швейцарской фирмы Elinchrom, английские Prolinca и производимые российской компанией Марко используют один общий байонет. Одним из наиболее часто применяемых байонетов является байонет фирмы Bowens. Его с удовольствием используют в конструкции своих вспышек производители из Китая, насытившие рынок многочисленными моделями недорогих, но вполне функциональных студийных вспышек (например – Arsenal, Menik). К слову сказать, тот же самый байонет используется и в заметно более дорогих и совершенных корейских вспышках Hyundae Photonics. А также, понятно, и в очень дорогих вспышках Bowens (Великобритания). Поэтому, ещё до подробного рассмотрения особенностей конструкции и применения насадок, мы позволим себе следующее замечание. Наиболее здравая идея — покупать всё осветительное оборудование (как вспышки, так и насадки) с байонетом одной конструкции (идеальный случай, чтобы не промахнуться — одного производителя).
Рефлекторы
Источник света (кольцевая или U-образная лампа-вспышка) в студийных фотовспышках расположен таким образом, что свет от неё расходится во все стороны (на угол около 180 градусов). Естественно, столь широкий угол расхождения света не только не нужен для съёмки, он ещё приводит и к значительной потери энергии вспышки. Но даже это еще не так страшно. Самое неприятное заключается в том, что свет, расходящийся во все стороны, может приводить к появлению паразитных засветок. Поэтому в тех случаях, когда свет от вспышки нужно собрать в мощный и направленный поток, используют насадки-рефлекторы, имеющие колоколообразную форму. Разная глубина рефлекторов позволяет им формировать световой пучок с различным углом рассеивания — примерно от 60 градусов («колокол») до 120 градусов (зонтовой рефлектор). Для освещения фона удобно использовать специальный фоновый рефлектор, отличающийся косым срезом передней кромки.
Нос и тубус
Для создания узких и направленных пучков света лучше всего подходят специально созданные для этой цели насадки — «нос» и «тубус». Ещё более направленным свет от них становится, если на выходе из носа или тубуса дополнительно установлена сотовая насадка. Нос и тубус в основном применяются при предметной съёмке, при необходимости создания хорошо локализованного пятна света совсем небольшого размера. Сотовые насадки широко применяются также и со стандартным (90-градусным) рефлектором, позволяя создать достаточно большой по ширине, но тем не менее — узконаправленный пучок света.
Тарелка
Еще один интересный представитель семейства рефлекторов – портретная «тарелка» с колпачком («beauty dish»). Обычно тарелка имеет достаточно большой диаметр (от 40 до 70 см.), а поверхность ее может быть как гладкой матовой, так и фактурной блестяще-металлической. В зависимости от типа поверхности, тарелка может давать как жесткий, так и мягкий свет, причем ширина пучка света в обоих случаях достаточно большая. Как и для остальных рефлекторов, в паре с тарелкой часто используется сотовая насадка (пропускающая только параллельные лучи), позволяющая добиться эффекта узкого пучка солнечного света.
Софтбоксы и зонты
Значительная часть насадок, применяемых в студии, предназначена для решения совершенно противоположной задачи — получения мягкого, рассеянного освещения. Наиболее часто для этого применяются зонты (белые отражающие и просветные) и софтбоксы разной формы и размера. Размеры таких насадок «мягкого» света довольно разнообразны — ведь чем больше по размерам равномерно освещённая светом вспышки поверхность, тем более мягким и равномерным будет освещение объекта съёмки, и наоборот. К примеру, размеры используемых в разных съёмках софтбоксов варьируются от совсем маленьких (порядка 45х45 см. или 40х60 см.) до огромных (90х150 см. или даже 100х200 см.). Софтбоксы могут быть квадратной формы, а могут быть – прямоугольной или даже почти-круглой. При этом почти-круглые софтбоксы называются «октобоксами» (поскольку они на самом деле имеют восьмиугольную форму), а узкие и длинные прямоугольные софтбоксы (соотношение длины к ширине которых достигает 1:4 и более) также имеют собственное название — «стрип» (от английского «stripe» – полоска).
Как правило, при фотографировании портретов имеет смысл использовать софтбоксы среднего и большого размера, а маленькие софтбоксы найдут применение в первую очередь в предметной съёмке. Зонты в стационарных фотостудиях также используются, но значительно реже. В основном достоинства зонтов (компактность в сложенном виде, лёгкость и быстрота приведения в рабочее состояние) востребованы при создании комплекта оборудования для мобильной студии.
Фоны
Кроме собственно источников света, в студии важную роль играет фон, на котором и располагается объект съёмки. Размеры фона обязательно должны быть значительно больше, чем у объекта съёмки, чтобы не «вылезать» потом на фотографии из-за краёв кадра. С учётом этого и рассчитываются необходимые размеры фона. К примеру, при портретной съёмке требования к оптимальной ширине фона – от 1.5 — 2 метров (крупноплановый или погрудный портрет) до 2.5 — 4 метров (ростовой и групповой портрет). При фотографировании же мелких предметов в большинстве случаев вполне хватает фона шириной 100 — 130 см. Наиболее распостранённые материалы для фона — тонкий картон и пластик. Картонный фон, естественно, дешевле пластикового, однако менять его вследствие износа приходится при интенсивной работе намного чаще. Как правило, для портретной съёмки удобно использовать недорогие картонные фоны, предлагаемые Colorama, Savage, Hama и другими фирмами. Они имеют стандартную ширину 272 см. длину около 11 метров и широкую гамму цветов. Ширины 2.7 метра вполне достаточно для большинства вариантов портретной съёмки, а 11-метровая длина позволяет несколько раз удалить пришедшую в негодность (истоптанную, загрязнённую или порванную) часть фона.
Крепление рулонных фонов
Фоны (как картонные, так и пластиковые) поставляются в виде рулона, намотанного на прочную картонную трубу. Для использования в съёмочном процессе такой рулон подвешивается при помощи специальной фоновой системы. Это устройство представляет собой две консоли (например — Manfrotto MA045), на которых подвешивается фон. Крепление к консолям каждой трубы с намотанным на неё фоном осуществляется при помощи пары цанговых зажимов, оснащённых ручным (Manfrotto MA046) или моторным (Manfrotto MA282) приводом для опускания/подъёма фона и тормоза-фиксатора. Обычно фоновая система позволяет одновременно закрепить 3-4 рулонных фона и пользоваться ими по очереди. В нашей стране наибольшее распостранение получили аналогичные изделия китайского производства. Консоли фоновой системы могут крепиться непосредственно к стене или потолку студии. В ряде случаев для этого можно воспользоваться специальными трубами-распорками, упирающимися в потолок и пол помещения. В самом крайнем случае, если ни к стене, ни к потолку студии прикрепить консоли фоновой системы не получается, можно воспользоваться мобильной системой подвески фона – «воротами». «Ворота» состоят из двух стоек и перекладины между ними. Конструкция эта — довольно хлипкая и неустойчивая, и позволяет подвесить лишь один фон. К дополнительным недостаткам «ворот» относится и довольно большая площадь, занимаемая «лапами» каждой из стоек. Тем не менее, когда других вариантов нет – и «ворота» хороши.
Фон для «предметки»
Для предметной съёмки фоны из пластика применяются гораздо чаще, чем картонные. Обычные размеры фона для таких съёмок составляют 100-130 см. в ширину и 150-250 см. в длину. Съёмку небольших предметов гораздо удобнее производить, используя специальный предметный стол. Предметный стол, как правило, представляет из себя пространственную конструкцию, изготовленную из труб небольшого диаметра. В отличие от обычного стола подходящего размера, предметный столик позволяет использовать специальный фон из полупрозрачного толстого пластика, имеющего наиболее удобную для такой съёмки S-образную форму. При использовании в съёмке предметного стола появляется возможность применять полупрозрачные фоны, подсвечивая их сзади или снизу. Большинство моделей предметных столов также позволяют размещать снимаемые предметы на специально подготовленной стеклянной пластине. Фон при этом располагается за стеклом на достаточном от него расстоянии. Это даёт возможность освещать фон и объект съёмки независимо друг от друга.
Стойки и штативы
Для того, чтобы разместить вспышки с установленными на них насадками в нужных местах съёмочного помещения и на нужной высоте, а также — ориентировать их в нужную сторону, проще всего воспользоваться специальными штативами-стойками. Такие стойки состоят из крепкой треногой опоры и достаточно длинной центральной колонны, имеющей телескопическую конструкцию. При использовании студийных вспышек-моноблоков, отличающихся немалым (как правило — от 3 до 5 килограммов) весом, а также софтбоксов большого размера, стойки должны иметь достаточную грузоподъёмность, устойчивость и надёжность. Ещё одним параметром при подборе оптимальных стоек для студии служит их максимальная высота. Слишком низкая стойка не даст возможность реализовать преимущества высокого потолка в студии, а слишком высокая вполне может оказаться слишком громоздкой и неудобной. Как правило, наиболее удобны и универсальны при использовании в студиях стойки среднего размера, состоящие из 3-4 секций и имеющие максимальную высоту 3 — 3.5 метра.
Стойки — один из самых недорогих и универсальных вариантов размещения вспышек в студии. Однако такой способ установки вспышек обладает и некоторыми недостатками. Большая площадь опоры, необходимая для устойчивости стойки, приводит к некоторой тесноте в студии, а также — к невозможности расположить источник света над объектом съёмки. И, если с теснотой приходится мириться, то для невозможность организовать при помощи стоек верхнее освещение уже причиняет значительные неудобства практически при любом виде съёмок — как при портретной, так и предметной. Впрочем, выход есть — это использование так называемого «журавля». «Журавль» представляет собой штангу длиной 2 — 4 метра, укреплённую в центральной части к штативу-стойке при помощи поворотного сектора с зажимом. На одном из концов штанги закрепляется на поворотной головке вспышка с надетой на ней насадкой, а на втором конце — располагается тяжёлый груз-противовес. Поскольку вспышки и насадки могут иметь разный вес, равновесия этой конструкции добиваются выбором массы груза-противовеса и совмещением центра тяжести получившейся конструкции с местом крепления к стойке. Для этого как секторный зажим, крепящий штангу «журавля» к стойке, так и груз-противовес имеют возможность смещаться вдоль штанги.
В некоторых профессиональных студиях применяется и другой, значительно более дорогой, способ крепления вспышек при помощи подвесной (потолочной) системы. Такая система обычно представляет собой набор из трёх прочных раздвижных подвесов-пантографов, верхние части каждого из которых могут перемещаться вдоль монорельсов, шарнирно укреплённых в виде буквы «Н» под потолком студии. Потолочные системы весьма удобны в работе, оставляют пол и стены студии свободными от стоек и проводов. Однако для использования потолочной системы потолок в студии должен иметь достаточную высоту — по крайней мере на 50см. больше, чем в случае использования стоек.
Оборудование своей студии
Требования как к съёмочному помещению, так и к оборудованию студии во многом определяются индивидуально, исходя из направления и стиля работы фотографа, а также — и его финансовыми возможностями. Поэтому мы решили не приводить подробных рецептов создания типовой студии, а остановиться в первую очередь на общих принципах создания студии и комплектации её лишь самым необходимым оборудованием. Естественно, ассортимент осветителей и насадок к ним, фонов и другого студийного оборудования может (и должен!) быть расширен в дальнейшем, когда фотограф определит для себя необходимость покупки дополнительных компонентов оборудования. При создании студии не стоит пытаться сразу закупить комплект оборудования «на все случаи жизни». Этот вариант, по нашему мнению, ведёт к дополнительным затратам денег (осветительное оборудование стоит достаточно недёшево, чтобы даже часть его лежала неиспользуемым), и тем не менее — со временем всё равно что-то докупать прийдётся.
Поэтому один из неплохих вариантов (особенно при отсутствии большого опыта студийной съёмки) — начать оборудование студии с одного из готовых «стартовых» комплектов, предлагаемых каждым из ведущих производителей. Для значительной части сюжетов (при использовании среднеформатных или 35мм камер) вполне хватает входящих в такие комплекты двух-трёх вспышек-моноблоков, обладающих максимальной энергией импульса 250-500 джоулей. Более мощные (1000Дж и больше) вспышки необходимы, как правило, уже при съёмках, производимых крупноформатными камерами, так как рабочие значения диафрагмы при этом могут доходить до 16-22 (портретная съёмка) или даже 32-64 (предметная съёмка).
Из насадок, необходимых для съёмок большей части сюжетов, вполне достаточно будет оборудования, которое содержится в «стартовых» наборах. Если же студийное оборудование предполагается закупать «в раздробь», то для начала стоит остановиться на покупке 1-2 софтбоксов (среднего и большого размера) или пары зонтов в комплекте с зонтовыми рефлекторами, стандартного рефлектора со шторками и комплектом сотовых насадок.
С ростом опыта съёмок осветительное оборудование студии нужно будет дополнять. Поэтому при закупке осветительного оборудования стоит ориентироваться на изделия производителей, выпускающих достаточно широкий спектр как осветителей, так и аксессуаров к ним. Взаимозаменяемость осветителей по узлу крепления насадок достаточно важна, особенно при профессиональной работе. К примеру, если в самый решающий момент вышел из строя один из трёх моноблоков, то съёмку вполне можно продолжить, лишь слегка изменив схему освещения (исключив наименее важный для сюжета источник света).
Помещение для студии
Теперь несколько слов о «недвижимости». Минимальные размеры помещения, которое можно использовать в качестве съёмочного зала фотостудии, определяются исходя из требований удобства размещения и использования студийного оборудования. Также минимальные требования к размерам помещения сильно зависят от сюжетов съёмки. Например, для предметной съёмки требуется больше простора, чем для съёмки поясного портрета, а в случае ростового или же группового портрета минимальные требования к размерам помещения возрастают ещё больше. Поэтому, в случае создания более-менее универсальной студии, стоит ориентироваться именно на требования, возникающие при съёмке ростового (группового) портрета. Соответственно, минимальные размеры помещения под универсальную студию будут примерно такие — ширина порядка 4-5 метров, длина — порядка 6-7 метров, потолки 3.5-4 метра. При меньшей ширине помещения будут возникать проблемы с размещением стоек со вспышками, создающими, к примеру, контровое или фоновое освещение. Меньшая длина помещения приведёт к необходимости применения при съёмке не портретной, а более широкоугольной оптики, что в свою очередь может вылиться в некоторое искажение пропорций и визуальное уменьшение размеров фона. Ну а слишком малая высота потолков помещения затруднит (или даже — сделает практически невозможным) использование верхнего и контрового освещения. С другой стороны, излишне большое помещение — тоже не лучший вариант для студии. Ведь студия должна быть не только удобной для работы, но и уютной (особенно это касается студии, ориентированной и на портретную съёмку).
Оформление студии
Цвет стен съёмочного зала лучше всего выбирать из следующих соображений.
Стены, окрашенные в нейтральный тёмный (и тем более — чёрный) цвет отражают достаточно мало падающего на них света, соответственно — неконтролируемый («гуляющий») свет практически отсутствует. В такой тёмной студии всё освещение полностью контролируется фотографом. Особенно важен такой полный контроль над светом тогда, когда сюжеты съёмки предполагают использование чёрного фона. Отсутствие паразитного неконтролируемого освещения выступает в качестве обязательного условия и тогда, когда нужно получить при съёмке сочные и плотные («глухие») тени, не имеющие деталей.
В противоположность тёмным, светлые (белые) стены хорошо отражают падающий на них свет, высветляя глубокие тени, освещая фон и делая световой рисунок более мягким за счёт создания общей равномерной подсветки. При необходимости белые стены можно даже использовать в качестве источников мягкого заполняющего света, направляя на них одну-две вспышки. Оперативно изменить характер отражения света можно при помощи шторок из чёрной (или белой) ткани, натягиваемых вдоль стен студии. Также не лишним будет напомнить о том, что стены студии ни в коем случае не стоит окрашивать в яркие, насыщенные цвета — цветовые рефлексы (отражения) обязательно приведут появлению немотивированных цветовых оттенков в тенях, искажая цветопередачу.
© Сергей Дубильер, 2007, 2011