Фотостудия – перспективное направление деятельности для творческих людей, а также тех, у кого есть организаторские способности и желание открыть свой бизнес.
Постоянное обновление и совершенствование компьютерной техники и электроники предоставляет широкие возможности для появления новых направлений в фотоискусстве. Рынок фотоуслуг активно развивается. Конечно, это кропотливый ежедневный труд, но при грамотном отношении к делу и активной работе затраты окупятся через полтора — три года.
Формат бизнеса
Прежде всего, необходимо определиться с направлениями, в которых будет работать фотостудия. От этого напрямую зависит дальнейший выбор и оформление помещения.
Существуют интерьерные, детские, домашние, мини — студии и фотосалоны, в которых можно организовать тематическую и предметную съемку.
Полноценная фотостудия (интерьерная)
Такой вид бизнеса рискует «влететь в копеечку» своему владельцу. Для организации интерьерной фотостудии понадобится хорошее помещение, которое можно стилизовать. Помимо этого нужны будут декорации, оборудование.
Фотографии в интерьере, конечно, выглядят интереснее любительских снимков. Но содержать целый комплекс, чтобы в кои веки сделать полную фотосессию, не совсем выгодно. Чтобы окупить затраты, придётся изловчиться на этапе привлечения клиентов.
Например, многие фотостудии предлагают услугу массовых тематических фотосессий. Набирают группу желающих и делают однотипные фотографии на заданную тему (хелоуин, День Влюблённых, Ивана Купала и т. д.). Спрос на такую затею растёт.
Интерьерная фотостудия для повышения прибыли может оказывать тот же набор стандартных услуг, что и обычная:
- портретная и модельная съемка (создание личного портфолио клиента),
- фото на документы,
- фотография на праздниках и мероприятиях,
- свадебная фотосъемка,
- корпоративные и групповые съемки (семейные, коллективные),
- предметная и рекламная фотосъемка,
- фотомонтаж,
- изготовление сувенирной продукции на основе фотографий и предметной съемки.
В свободное время можно заниматься дополнительными услугами. Например, художественной обработкой фотографий, изготовлением сувенирной продукции (календари, магниты, чашки) под заказ, проводить мастер-классы для желающих изучать различные направления фотографии.
У крупных студий, оборудованных современной аппаратурой, есть возможность сдавать помещение в аренду фотографам-одиночкам (в качестве дополнительного дохода).
Фотосалон (фото на документы)
Наименее затратный, но и наименее прибыльный вид бизнеса. Вам нужно будет небольшое помещение, минимум оборудования и персонал 1-2 человека. Большую роль будет играть выбор места для своего предприятия.
Лучше всего открывать фотосалон в людном месте: возле рынков, крупных торговых центров, в бизнес-районе, в больших спальных районах.
Реклама фотосалона просто необходима. Но тратиться на дорогостоящие баннеры не разумно: достаточно веерной рассылки, рекламной «скрепки» у входа и периодической рекламы в бесплатной газете. Главное, выработать узнаваемость «бренда» и закрепить в сознании граждан информацию о вашем существовании.
Детская фотостудия
Родители очень любят фотографировать своих чад. Кто-то самостоятельно справляется с ролью фотографа, кто-то заказывает профессиональные снимки. Для организации детской фотостудии понадобится помещение, соответствующий антураж и несколько костюмов (малыши в пиратском костюме, например, выглядят очень забавно, а это заставит родителей раскошелиться).
Делать упор на детской студии в самом начале деятельности не стоит. Лучше позиционировать её в общем контексте вашего предприятия. Но обязательно оповестить как можно большее число потенциальных клиентов: мамочек на игровых площадках, развесить объявления в детских развивающих центрах, садиках, школах.
Домашняя фотостудия: и дома, и на работе
Полноценной студии в частном доме не выйдет, разве что вы — счастливый обладатель особняка на 1000 м. кв. Если в вашем распоряжении обычный частный дом или квартира, то самое большее, что вы сможете там открыть — это фотосалон фото на документы.
Когда габариты жилплощади позволяют, можно попробовать обустроить там интересный интерьер и выполнять портретные фото. А можно воспользоваться помещением в качестве мастерской: фотографировать на выезде, а там редактировать и печатать снимки, делать коллажи.
Мини-фотостудия
Для новичка такой формат наиболее приемлем. Нужно найти небольшое, но в хорошем состоянии помещение, разместить минимум аппаратуры и подобрать несколько тематических фонов и костюмов.
Мини-фотостудия может функционировать и как фотосалон. выполняя фотографии на документы, и как полноценная мастерская с ограниченными возможностями.
В штате необходим профессиональный фотограф, администратор. Первый может оказывать услуги с выездом к клиенту, второй — принимать и обрабатывать заказы, искать клиентов, организовывать деятельность. Приветствуется стремление к развитию: аренда большего помещения, расширение перечня услуг, улучшение качества. Здесь хорошую службу сослужат креативность и художественный вкус.
Что нужно для того, чтобы открыть фотостудию с нуля?
Ключевые моменты для открытия фотостудии: аренда и соответствующее оформление помещения, подбор персонала, закупка оборудования, маркетинг и реклама.
Помещение
В основном, профессиональные фотографы проводят различные фотосессии в оборудованных залах.
Оптимальный вариант — выбрать помещение в центральной части города, чтобы клиентам было удобно добраться в студию.
При планировке салона, всю площадь желательно разделить на несколько полезных зон: рабочее помещение, гримерная, офис с компьютером и печатным оборудованием для сотрудников, приемная для клиентов. Декорирование стен стильными фотографиями и фотоатрибутами придаст дополнительный шарм и заслужит доверие посетителей.
Требования к рабочему помещению, в котором будет проводиться съемка:
- высокие потолки – от 3м,
- площадь – от 60 кв. м,
- длина помещения – от 8-10м,
- напольное покрытие – темного цвета, износоустойчивое (от частого передвижения аппаратуры оно может быстро потерять внешний вид).
Для отделки стен и правильного распределения цветовых потоков рекомендуется использовать нейтральные и пастельные тона (бежевый, серый).
Обязательным условием является наличие подсобных помещений для хранения реквизита и оборудования, санузел, желательно, кухня.
При выполнении ремонта в салоне, следует сразу распланировать расположение оборудования и аппаратуры и подвести электропроводку надежного качества.
Оборудование
Зачастую, открытие фотостудии с нуля связано с большими материальными затратами, а владельцы ограничены в средствах. Поэтому, для начала можно приобрести минимальный набор аппаратуры для индивидуальной работы:
- фотоаппараты и насадки к ним,
- отражатели,
- рефлекторы,
- вспышки,
- стойки,
- цветные фильтры и фоны.
Стоимость такого оборудования китайского производства обойдется от 5 тыс. долларов США.
Обязательно – наличие мощного компьютера для дизайнерской обработки снимков, лицензионное программное обеспечение, качественное печатное оборудование и сканер.
Для тематической съемки – необходим соответствующий интерьер и реквизиты. Если планируется сдавать фотостудию в аренду, стоит позаботиться о приобретении качественного оборудования известных брендов, выдерживающего механические нагрузки.
Как альтернативный вариант покупки собственной аппаратуры – аренда необходимых устройств в крупных студиях. В этом случае, появляется возможность проанализировать качество и удобство работы аппаратами различных марок и подобрать для себя приемлемые варианты для последующего приобретения.
Персонал
Выбор сотрудников зависит от личных предпочтений владельца и предлагаемых услуг. На основании этого проводится поиск и найм специалистов с их знаниями и умениями в определенной сфере фотографии.
Примерный штат работающих для организации небольшой фотостудии:
- администратор (офис-менеджер) — для приема клиентов и обработки заказов. В обязанности администратора также входит составление графика работы, в случае аренды – ознакомление арендаторов с помещением и оборудованием.
- фотограф (в зависимости от объема заказов, возможно, 2 человека),
- дизайнер по обработке фотографий за компьютером, оформлению и печати снимков,
- визажист,
- бухгалтер – занимается ведением и предоставлением отчетности. Эту штатную единицу можно заменить, воспользовавшись услугами аутсоринговой бухгалтерской компании.
Если планируется открывать мастер-классы — нужен фотограф с практическими навыками и преподавательским опытом.
Возможно, пригодится менеджер, который будет следить за состоянием оборудования, обеспечивать своевременное профилактическое обслуживание, а также контролировать наличие и закупку необходимых материалов.
Штатное расписание для сотрудников составляется в индивидуальном порядке, в зависимости от режима работы студии и необходимости присутствия работников полный рабочий день (например, стилиста).
Нужно помнить, что залог успешной работы фотостудии — квалифицированные специалисты, которые способны оказывать высококачественные услуги.
Бизнес-план фотостудии
В ходе организации работы фотостудии появляются два вида материальных затрат:
- инвестиционные – регистрация ИП, ремонт помещения, покупка оборудования, организация рабочих мест, рекламные мероприятия и создание сайта, оплата аренды до открытия салона;
- текущие затраты, которые делятся на две категории: постоянные – арендная плата, зарплата сотрудникам; переменные – закупка материалов (в зависимости от объемов работ).