Оглавление:
- Бизнес-план: выбираем правовую форму
- Оборудование для фотосалона
- Бизнес с нуля: помещение и персонал
- Включаем в бизнес-план направления деятельности
- PR и маркетинг: план по «захвату» клиентов
- Бизнес-план: о самом приятном
На первый взгляд может показаться, что тема, как открыть фотостудию, уже неактуальна, ведь у каждого из нас есть своя камера (зеркальная или в телефоне). Однако, как утверждают владельцы данного бизнеса, рентабельность дела неплохая, тем более затраты оно требует не такие уж большие. Открывая свою точку, нужно понимать, что вас ждет высокая конкуренция.
Чтобы выжить на фоторынке, молодой студии придется несладко. Ситуацию еще усугубляет то, что фотограф, как правило, начинает бизнес в одиночку; так все тяготы обрушиваются на его творческую натуру.
Небольшую точку лучше открывать компанией, притом в ней должен быть человек, имеющий экономическое образование или понимающий в пиаре.
Будьте избирательными при выборе бизнес-партнера.
Бизнес-план: выбираем правовую форму
В большинстве случаев фотоателье регистрируют как ООО или ИП, оба варианта имеют как свои достоинства, так и недостатки. По действующему законодательству индивидуальный предприниматель не может заниматься определенными типами деятельности (всего их несколько десятков), фотостудия в данный список не попала. Выбирая, подумайте, как вам больше нравится называться (например, ИП Синичкин В. В. или ООО «ФотоМаксСупер»); кстати, зарегистрировать ИП вы сможете только единолично (ООО создается группой лиц).
Регистрация ИП обойдется вам дешевле раз в пять, по сравнению с ООО; несколько тысяч рублей сэкономить удастся точно. Кроме того, эта форма бизнеса не требует уставного капитала (при создании ООО он нужен, но эти деньги остаются у вас). Правовая форма заведения может сказаться на отношениях с партнерами, не каждый владелец предприятия захочет увидеть у себя в бизнес-партнерах какого-то ИП.
Оборудование для фотосалона
Открытие бизнеса с нуля требует современную технику: чем лучше оборудование, тем качественнее фотографии. Выбор хорошего фотоаппарата — один из важных моментов в устройстве собственной студии. «Хороший» агрегат не подразумевает мыльницу за несколько тысяч долларов, но и в крайность ударяться тоже не надо. Оптимальный вариант — камера за 20-30 тысяч рублей (хотя, конечно же, чем больше средств, тем лучше).
Еще один пункт — оптика (объективы). На начальном этапе нужно будет приобрести хотя бы пару объективов (к примеру, для репортажной и портретной съемок). Следующий момент — это свет, вам пригодятся стойки под свет (12 тысяч рублей и более), источники света (хотя бы 4 штуки). Еще около 30 000 рублей уйдет на покупку аксессуаров (софтобоксы, экспонометр, шторки и т. д.).
Фоны для фотографирования также должны быть включены в ваш бизнес-план, бывают они двух типов (тканевые и бумажные одноразовые). Профессионалы обычно используют два основных фона (черный и белый) и хотя бы два дополнительных (цветных). Еще понадобятся всевозможные расходные материалы (фотобумага, фотоальбомы, настенные календари — все это расширит спектр услуг).
Бизнес с нуля: помещение и персонал
Если вы только открываетесь, то не нужно обзаводиться огромным штатом сотрудников, вполне будет достаточно администратора, уборщицы и фотографа. Заработная плата последнего рассчитывается по такой формуле: оклад + процент (обычно 15-20% от всех заказов). Визажиста необязательно держать в штате, просто приглашайте данного специалиста на важные съемки.
Теперь о помещении! Для нормальной работы фотостудии будет достаточно площади в 40-50 кв. метров. Этого места хватит, чтобы вместить несколько фонов и декораций, расставить «свет». Присмотритесь к производственным помещениям (в них и потолок выше, что плюс для работы), обойдется вам это удовольствие гораздо дешевле, чем офис в коммерческой зоне.
Не пугайтесь убогого вида стен, их вы сможете закрыть тканью и плакатами или создать освещение в урбан-стиле и сделать вид, что так задумано. Но опять-таки не бросайтесь в крайности: падающие стены и прогнивший пол вряд ли удастся задекорировать. Думайте о комфорте своего клиента, фотокомната должна быть оригинальной и уютной, ведь ваша цель — завоевать сердце посетителя.
Оформление студии не должно пестрить цветами, стоит обратить свое внимание на темные оттенки или нейтрально-серую палитру (этот совет относится и к потолку, и к полу, и к стенам). Избегайте глянцевых поверхностей, которые отражают свет и создают блики. Пол комнаты должен быть теплым, ведь, возможно, вы будете организовывать фотосессии в стиле «Ню».
Фотостудия — второй дом для фотографа, выделите ему часть помещения, пусть он обустроит свое место, уголок, где он бы мог отдохнуть (может быть, даже и поспать) и подкрепиться. Не забудьте о релакс-зоне и для посетителей, хотя бы поставьте диван и кулер с водой. Еще одна часть фотостудии — место, где будет производиться печать снимков.
Включаем в бизнес-план направления деятельности
Вопрос о том, как открыть фотостудию, включает еще и тему о направлениях, которыми компания будет заниматься. Среди них:
- Съемка торжеств.
- Школьные фото.
- Фотографии на документы.
- Студийная фотосессия.
- Фотосессии на природе.
- Фотосессии для журналов и газет.
- Качественные фотографии товаров для магазинов.
Каждое направление приносит довольно-таки приличную прибыль (главное — найти «свое»), оборудование для всех них примерно одно. Сделайте прейскурант на услуги, которые вам интересно предоставлять. Сегодня хватает и универсальных фирм (которые снимают все подряд) и узконаправленных (специализирующихся в одном направлении). Стоит отметить, что рекламировать легче все-таки одну услугу, чем целый спектр.
Комплексные услуги больше подойдут фотостудиям, созданным группой людей, квалифицирующихся на разных типах съемки. Допустим, три товарища решили создать свой бизнес: первый — много лет фотографирует на свадьбах, второй — увлечен пейзажами, третий — сотрудничал со СМИ; это объединение позволит специализироваться сразу на трех востребованных услугах.
PR и маркетинг: план по «захвату» клиентов
Будьте готовы к тому, что на первых порах ваша прибыль будет нулевой, через это проходят все. Фотографируйте бесплатно родственников и друзей, выкладывайте все вместе фототворения в интернет. Так вы запустите вирусный маркетинг: знакомые ваших близких, просматривая их удачные снимки, захотят такие же и, вполне возможно, обратятся за помощью к вам.
Обязательно закажите вывеску, на ней должны быть указано название, телефон и график работы. Обзаведитесь собственными группами в социальных сетях и сайтом, разместите там описание услуг, свои лучшие работы, цены, контактные данные. План по «захвату территории» выполнить легче, если вы еще и сделаете растяжку возле входа в здание, где вы расположились.
Скорее всего, вам не подойдут:
- Телевидение и радио. Большие затраты и почти нулевой эффект!
- Ростовые куклы, раздача стикеров, флешмобы — не самые эффективные оружия в вашем случае. 90% буклетов уйдут в ближайший мусорный бак.
- Реклама в журналах, которые посвящены видео и фото? Не лучший план! Здесь нет клиентов, здесь только конкуренты (целевая аудитория подобных изданий — фотографы).
- Рекламные плакаты и билборды. Изнывая от летнего зноя или зимней стужи, вряд ли будешь задумываться о фотосессиях.
Включите в свой бизнес-план:
- Контекстную рекламу в сети Интернет, например, по запросам в поисковых системах «Фотосессия в Москве». Здесь «прохожих» мало.
- Реклама в салонах красоты. Даже если человек и не думал о фотосессии, предложение, например, «Запечатлей свой образ» вполне может его привлечь.
Вернуться к оглавлению
Бизнес-план: о самом приятном
Теперь о доходе (средние цены на услуги):
- Один час съемки в студии обходится россиянам примерно в 1000 рублей. Плюс обработка отснятого материала (ретушь — 100 рублей/фото).
- Если ваше помещение арендуют для работы без вашего фотографа — 600 рублей в час и более.
- Выпускной или свадебный альбом стоит примерно 2000 рублей.
- Съемка на выезде — от 1000 рублей в час.
- Фото на паспорт — 200 рублей и более.
Еще несколько цифр! Входной билет в бизнес вам обойдется примерно в 20 000 долларов, в эту сумму входит:
- Аренда помещения.
- Ремонт помещения.
- Дизайн студии.
- Оборудование.
- Аксессуары.
- Фоны.
- Мебель для релакс-зоны.
- Оборудование гримерной.
- Интернет-сайт.
- Продвижение в сети.
- Зарплата персоналу.
- Расходные материалы на первое время.
По мнению большинства владельцев бизнеса, первые три месяца фотостудия будет максимум занята два-три часа в сутки; срок окупаемости — от одного года. Еще хочется отметить, что данный вид деятельности относится к ОКВЭД 74.81 (это «Деятельность в области фотографии»), лицензированию он не подлежит. Как вы уже поняли, чтобы открыть фотоателье с минимальными затратами и проблемами, нужно составить бизнес-план, он поможет рационально распределить стартовый капитал и определить порядок действий.